Благотворительность компаний: реакция на кризис

1 /

Каждый четвертый понедельник февраля отмечается Международный день корпоративной благотворительности. Второй год в России этот день выпадает на выходные по случаю 23 февраля, и отмечается довольно тихо. Руководитель программ Форума доноров Александра Болдырева рассказала о развитии корпоративной благотворительности в России.
Каждый четвертый понедельник февраля отмечается Международный день корпоративной благотворительности. Второй год в России этот день выпадает на выходные по случаю 23 февраля, и отмечается довольно тихо. Незаметность праздника, призванного привлечь внимание к важной роли, которую бизнес продолжает играть в финансировании социальной сферы, выглядит довольно символично — как ни печально, но благотворительный сектор остается в тени, хотя в последние годы эксперты фиксируют рост количества информационных сообщений на эту тему.
А вместе с тем вопрос сохранения благотворительных программ и объема социальной сферы в последние два экономически трудных года остро встает перед большинством компаний.
В начале 2015 года прогнозы развития корпоративной благотворительности в России были весьма пессимистичными: многие говорили о сокращении бюджетов и угасании активности бизнеса в социальной сфере. Для мониторинга развития ситуации ассоциация грантодающих организаций Форум Доноров год назад запустила серию регулярных опросов бизнеса — "Барометр кризиса", к которым позднее подключилась Ассоциация менеджеров. Результаты показали, что, несмотря на ряд ожидаемых негативных сигналов, компании реагировали на кризис относительно спокойно. Большинство корпоративных социальных проектов и программ удалось сохранить без сокращения, однако вопрос о снижении расходов на благотворительность оставался актуальным до середины года для многих компаний, да и в этом году ситуация остается сложной.
По данным исследования "Лидеры корпоративной благотворительности-2015", чаще всего благотворительные бюджеты крупного бизнеса формируются и фиксируются на год (так ответили 58 из 65 компаний). При этом нередко фиксированный бюджет на год учитывает только долгосрочные программы и при благоприятном раскладе пополняется в течение года за счет новых программ.  Вместе с тем ряд компаний отмечали, что бюджеты зависят от прибыли и формируются по принципу фиксированного процента и здесь чувствительность от экономической ситуации весьма заметна.
А вот строгой зависимости поведения бизнеса в отношении благотворительной деятельности от отрасли, в которой они работают, не выявлено. Можно предположить, что в 2015 году экономический кризис не столько повлиял на цифры благотворительных бюджетов, сколько сказался на расстановке приоритетов при выборе форматов и направлений социальных проектов, а также заставил сфокусировать внимание на подходах, позволяющих компенсировать недостаток живых денег
Таких примеров пока немного, но они появляются и привлекают все большее внимание. Разделение финансовой ответственности с другими заинтересованными сторонами — антикризисная мера, которая одновременно является логичной ступенью в развитии сектора корпоративно благотворительности.
По данным свежего опроса "Барометр кризиса", ответы компаний об изменении планируемых благотворительных бюджетов на 2016 год очень похожи на ответы прошлого года: из 34 компаний пять снизили размеры финансирования, а четыре — увеличили бюджеты. Вместе с тем размеры предполагаемых изменений бюджетов на данный момент остаются в пределах 6-12%, в то время как в прошлом январе цифры доходили до 30%. Это говорит о том, что бизнес очень аккуратно реагирует на вызовы экономический ситуации, когда речь заходит о социальных инвестициях, а стратегия устойчивого развития остается приоритетом для компаний (как видно на графике "Изменения благотворительного бюджета по сравнению с 2015 годом").
На протяжении нескольких лет исследования фиксировали рост активности и бизнеса, и некоммерческих организаций в сфере экологии. Согласно данным ежегодного Доклада о состоянии и развитии фондов в России Форума Доноров, все заметнее становятся проекты в области экологии городской среды, такие как раздельный сбор мусора и развитие городских сообществ в контексте экологической проблематики.
В действительности филантропическая деятельность компаний в той или иной мере охватывает практически все сферы нашей жизни, приходя на помощь там, где не успевает государство. Вопреки расхожему мнению о том, что благотворительность для бизнеса существует исключительно ради пиара, большая часть этой работы делается тихо. Иногда даже слишком тихо, в то время как в непростой экономической ситуации роль компаний в стабилизации сектора возрастает: если бы в один момент эта помощь закончилась — каждый ощутил бы это на себе. Хочется надеяться, что информации об этой деятельности будет становиться все больше, и она будет привлекать интерес не только профессионального сообщества, но и общества в целом, на которое эта деятельность направлена.

РИА Новости