История благотворительности на Костромской земле

1 /

До появления христианства на Руси существовала только одна форма благотворительности – милостыня.
С крещением Руси князем Владимиром Святославичем в 988 году настоящему христианину вменялось в правило помогать нищим и обездоленным. Примерно с ХI по  ХVII  век благотворительностью занимались исключительно Церкви, при них содержались богадельни, больницы и «убогие дома». В Костроме и области было много монастырей и храмов, где всегда были готовы приютить странников, нуждающихся и юродивых.
Но широкий размах дело благотворительности приобрело в ХIХ-начале ХХ века, этот период называют «золотым периодом» русской благотворительности. В Костроме благотворительностью большей частью занималось купечество. Они вкладывали деньги в строительство зданий учебных заведений и школ, финансировали учебные заведения, детские приюты и городские больницы. Так, купец Костромской губернии Михаил Чумаков отдал половину своего состояния на содержание церкви и детского приюта, а зажиточная купчиха Матрёна Павлова внесла большой вклад в создание библиотеки Московского государственного университета. А память о судиславском купце Иване Третьякове жива и по чей день. Ведь именно он стал попечителем Мариинского детского приюта в Костроме, им вносились большие средства на его содержание. В те времена всегда в почёте были честь, благородство и сострадание, поэтому «жадные» купцы, не жертвующие деньги на благие дела, навсегда умирали в сознании общества и их никогда не избирали на почётные государственные посты.
Большой вклад в дело благотворительности на костромской земле внесла царская династия Романовых. После смерти Екатерины II императрица Мария Фёдоровна Романова продолжила её благое дело помощи сиротам, взяв на себя попечительство над воспитательными домами. С годами Ведомство императрицы насчитывало 365 учебных благотворительных заведений и 65 тысяч воспитанников по всей России.
Великая императрица Александра Фёдоровна и её сестра великая княгиня Елизавета Фёдоровна помогали финансово в содержании лазаретов в Ипатьевском и Богоявленско-Анастасином монастырях, Костромского духовенства, госпиталя при Костромской Большой льняной мануфактуре. В 1913 году на празднование 300-летия Дома Романовых Елизавета Фёдоровна вместе с венценосной семьёй прибыла в Кострому и посетила больных, привезла им подарки, и для каждого пациента у неё находилось доброе слово поддержки. В те времена, превыше всех богатств мира ценилась человеческая душа, все знали и помнили фразу Спасителя из книги Евангелие: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26)
В Советское время благотворительность исчезла как явление, многие церкви были разрушены, не стало приютов и больниц при храмах. Советские деятели считали, что «благотворительность» буржуазный термин, а массовые случаи гибели людей от голода и болезней замалчивались, потому что в такой стране как СССР не должно было быть больных, бедных и нуждающихся, но «боролись» с этим явлением иначе.
Сейчас благотворительность снова «расправила крылья». Увеличилось число жертвователей,  церкви вновь помогают детским приютам, домам престарелых и госпиталям, появились частные благотворительные фонды, сейчас в Костроме их насчитывается уже больше десятка.
Современные социологи считают, что благотворительность – это своеобразный «индикатор»  состояния общества, если она есть и развивается, то общество «нравственно здорово» и находится на высокой ступени своего развития.